Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.

С первых лет жизни ребенка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту. Ребенок вынужден усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Эти правила вполне доступны ребенку и постепенно усваиваются им в процессе общения с другими людьми в повседневной жизни ребенка и становятся со временем привычками поведения и навыками. Недаром говорят: «Посеешь привычку - пожнешь характер». Для успешного решения этой задачи значительная роль отводится педагогу. Понаблюдав за поведением детей в группе, становится ясно, с кем и над чем конкретно надо работать. Большинство детей здороваются и прощаются лишь по напоминанию взрослых, приходят по утрам в плохом настроении и со слезами, неприветливы и недружелюбны, не любят убирать за собой игрушки, не называют помощника воспитателя по имени-отчеству. Безусловно, эти задачи могут быть решены только при помощи и поддержки семьи. Ведь воздействие семьи длительно и постоянно. Многие родители считают, что дети еще маленькие, вырастут - поумнеют. А ведь воспитание детей осуществляется до пяти лет, а после пяти - перевоспитание.

Самым эффективным методом оказывается выбор кукольного персонажа, который копирует детей. Затем необходимо всей группой обсудить его поведение и показать, как надо приходить в детский сад. Чтобы научить детей убирать игрушки на место, можно провести экскурсию по группе, рассмотреть, где лежат игры, какой порядок в гараже, как сложены мозаика и конструктор.

В нашем детском саду воспитанию культуры поведения отводится очень большая роль. В рамках комплексной программы «Детский сад 2100» О.А Куревиной и Г.Е Селезневой Путешествие в Прекрасное», по которой мы уже не первый год работаем, у ребят формируется целостная картина мира, развиваются и творческие способности, а также успешно формируется культура поведения и общения через знакомство с произведениями искусства, в осмыслении явлений жизни и природы. Хороший пример - серьезный помощник в воспитании. Ребенок по собственной воле подражает человеку, которого любит. Уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похожим. В программу «Путешествие в Прекрасное» введен персонаж Карандашкин, помогающий ребенку акцентировать внимание на наиболее существенных деталях, заданиях. Присутствие Карандашкина придает занятиям форму живого общения. Дети очень любят Карандашкина, он стал их другом, а любовь помогает решать самые сложные образовательные и воспитательные задачи.

При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми. Ребёнок чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью. Заложенные в детстве основы культуры поведения с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов по формированию культуры поведения дошкольников во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.

Е.Н. Павленко,
воспитатель МАДОУ «Детский сад с. Лидога»

У Вас недостаточно прав для комментирования