Нам посчастливилось жить в стране, где систематически пересматривается отношение к тому или иному понятию, причём диаметрально. Да что там частные моменты! Только успеваем вникать в «переписывание» Отечественной истории. Особенно непросто приходится «рождённым в СССР»! Я из их числа. Поэтому на приглашение принять участие в коммунарских сборах первой школы с. Троицкое откликнулась сразу и безоговорочно.

Стало интересно, во-первых, как теперь трактуется само понятие «коммунары», во-вторых, как оно трактуется в школе, в-третьих (и главных!) - имела свой опыт, оставивший неизгладимый лучезарный след и греющий душу уже много-много лет: почти полвека назад на меня обрушилось небывалое счастье – путёвка во Всероссийский пионерский лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок». Понять ностальгические чувства может только тот, кто был там! Я – пожилая пионерка, положив голову на плаху, заявляю: «Орлёнок» - вершина отечественной педагогики! И пусть говорят скептики всё что угодно, но у нас было замечательное детство, а самое главное - стабильность, уверенность и светлые идеалы, которым мы беззаветно следовали. Но вернёмся к коммунарам.

В «Орлёнке» моего детства каждая дружина не только жила в отдельном здании, но и имела массу отличительных особенностей, среди которых главенствующее занимала форма. По ней сразу можно было определить «who ̒s who», но ребят из нашего отряда было видно сразу, мы имели отдельную форму, отличную и от нарядов родной дружины «Стремительная». А всё потому, что отряд назывался «Патрули революции» и курировал работу Ленинского музея «Орлёнка». Шик и неповторимость заключались в одежде цвета хаки (сейчас бы назвали этот стиль «сафари») плюс будёновка, «разговоры», беленькие гольфы необычного плетения (очень дефицитные в родном Хабаровске того времени), лёгкая курточка с таким необычным названием «штормовка», а уж про парадную форму и говорить не стоит: портупеи-ремни, тренды нашей пионерской моды. Но вернёмся к коммунарам: Своих вожатых Ивана и Надю мы называли на «ты» и носили они официальный статус – «комиссары», а мы, соответственно, были «коммунарами». Такой привычный для нас, школьников со всей страны, конкурс строя и песни здесь назывался коммунарскими сборами и венчался грандиозным парадом.

Наш отряд шагал под традиционную песню – гимн всех «Патрулей революции» со словами «Комиссары идут, комиссары идут, твёрдый шаг у наших комиссаров, комиссары идут за собою ведут поколенье юных коммунаров…». Это событие, подстёршееся пластом времени, освежило школьное приглашение. А тогда для меня, советского подростка, комиссары были либо пионервожатые, либо былинные политруки времён Гражданской войны. Коммунары имели лишь одну трактовку: участники Парижской коммуны или «Патрули Революции» из «Орлёнка». Больше мне не приходилось сталкиваться с «коммунарами», хотя детство моё было сверхактивное. «Комиссары» мелькали, - то вожатые, то руководители студенческих отрядов.

И вот лет десять назад услышала этот термин из уст сына подруги. Но он толком ничего не мог объяснить кроме того, что «классно – ночуем в школе, маршируем, поём песни». Да я, собственно, не вникала, не до того было. А тут - как звонок из прошлого. «Улыбнёт» или разочарует? С таким настроением я и отправилась на коммунарские сборы 5 мая в школу №1 с. Троицкое.

Волнение, напряжение, последние наставления перед выступлениями, тут и там группки подтянутых, по-военному собранных и красивых подростков (7-8 классы, младшие школьники «отвоевали» до обеда).

Коммунарский сбор открыл школьный фестиваль «Виктория», посвященный Дню Победы. Мы приготовились слушать солдатские песни, которые были, есть и будут духовным богатством России. Напряжение в зале «зашкаливало». Но вот на сцене появились первые вокалисты и… всё! Началось священное действо: в единой форме, с каким-то непривычным для нынешних подростков патриотизмом были исполнены даже не песни, но сыграны миниатюрные музыкальные спектакли. На фоне тематических презентаций юность в стилизованной военной форме отдавала дань памяти прадедам. Зал затих, зрители-соперники стали единомышленниками и в едином порыве поддерживали друг друга. Побеждённых не было, все стали Победителями в канун Великого Майского Праздника - «одна Победа, одна на всех», за Память, за уважение Бессмертного Подвига, за гордость и знание Отечественной истории, за единение душ! Да и разве могло быть иначе, ведь «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» - об этом собравшимся напомнили ребята, вышедшие на сцену с портретами своих родных Победивших Солдат!

К этому импровизированному школьному Бессмертному полку можно добавить много патриотических творческих находок – коленнопреклонение в минуту молчания; всепобеждающий вальс в исполнении поклонников реггентона, хип-хопа и прочих современных танцевальных направлений, в которых так любят «батлиться» наши подростки (этот «чуждый» им по времени танец был исполнен не с меньшим трепетом, чем их сверстниками из сороковых-роковых); профессиональный и красочный плакат, пение под гитару (использовали потенциал родителей),…

Фестиваль окончен, жюри совещается, а мы все дружно переходим в спортивный зал, где с минуты на минуты разыграется второй этап коммунарских сборов - смотр песни и строя. Напряжение несколько спало, но на авансцену тревоги вышли родители – в основном, отцы. Видно не вооружённым глазом, что они здесь не просто зрители, а тренеры-репетиторы классных отрядов. И, если мамы во время концерта переживали за детей чисто по-женски («пилотка съехала, ремень сильно затянул, рубашка помялась»), то папашки стали задиристыми пацанами (про чужие классы: «ну кто так марширует, ноги как костыли, сено-солома» и прочее, про своих - тишина и только улыбки, радостный подбадривающий смех, щелканье фотоаппаратов и выставленные телефоны).

Не скрою, у меня тоже был свой интерес, наш класс выступил весьма и весьма достойно и вообще победителей не судят. А победила Дружба, Память и Коллективизм. Об этом и говорили члены жюри – традиционных первых-третьих мест не было, а в номинациях отметили каждый класс. Вручение наград проходило в актовом зале, и вот тут-то присутствовали уже не классы, а единый сплочённый школьный монолит, твёрдо знающий цену Победы и на минуту оказавшийся на месте своих прадедов. Подтверждение тому удачно найденный сценический ход педагогической направленности – дети пели те же песни, что в первой части коммунарских сборов, но уже душой, а не заученно – отрепетировано.

Серьёзные, красиво по-настоящему, по-солдатски чеканящие шаг коммунары стали взрослее, приобретя для души новую ипостась – чувство взаимодействия и единения. Настоящими вожаками коммунаров показали себя Дима Шадрин и Ефим Пассар. И не случайно слово «Россия» во время марша звучало раскатисто, как «ура!»

Но вернёмся к началу нашего разговора – майские коммунарский сборы – отголоски педагогической методики Игоря Петровича Иванова («Методика коллективного творческого воспитания»), положенной в основу работы Всесоюзного лагеря ЦК ВЛКСМ «Орлёнок». Сетка её традиций, в частности - коммунарские сборы, уже много лет талантливо используется в воспитательном процессе района и даёт свои высокие результаты. Прошедший 5 мая коммунарский сбор в 1 школе с. Троицкое тому подтверждение.

Отголоски этого праздника разнеслись по всему району. Так, Любовь Ефимовна Степанюк присутствовала на Коммунарском сборе в детском доме села Найхин, который венчался пронзительно-торжественным факельным шествием.

К величайшему сожалению, мы все должны привыкнуть к мысли о том, что «наступит день, когда иссякнут списки, когда не станет встреч однополчан. К взметнувшемуся к небу обелиску шагнёт один - последний ветеран. Один за всех, один во всей Вселенной пройдёт к огню медалями звеня»…

И вот тогда на смену колоннам ветеранов придут красивые, молодые их правнуки, задорно шагающие по родным улицам и звонко поющие святые песни Победы. И в этом чётком отзвуке шагов – эстафета Верности, Долга и Памяти.

А сегодня, после незабываемого Коммунарского сбора, хочется сказать большое спасибо всем ребятам, их учителям и родителям за праздник. Я прекрасно понимаю, сколько кропотливого труда стоит за этой внешней лёгкостью и задором. Жаль тех, кто не присутствовал на празднике мира и юности. И было бы прекрасно, если бы ребята в День Победы в дружном строю прошагали по улицам сёл, став настоящей изюминкой и украшением праздничных мероприятий, ещё раз подчеркнув, что они – достойные наследники Великой Победы.

Саша Лемза

У Вас недостаточно прав для комментирования